Художник Олег Бернгард .«Весна пришла»

Художник Олег Бернгард .«Весна пришла» 35×42 картон масло 1968 г           - — 450 000 р

Мне посчастливилось лично быть знакомым с художником Олегом Бернгардом. Пришла женщина заказывать раму для картины. Я еще подумал, какая интересная картина.  Образец советского реализма  без  элементов нашего уральского акцента. Четкие, твердые мазки, уверенно положенные без колебаний и попыток исправления. После того, как оформили заказ, я спросил, как её фамилия. «Бернгард», —  ответила заказчица. Это всё происходило в году девяносто пятом.

Я тогда больше знал неформалов, чем членов Союза Художников. Однако, эту фамилию слышал от Леонида Аркадьевича Орлова, нашего городского  коллекционера.  Я почему-то думал, что Олега Эдгардовича давно уже с нами нет, поинтересовался, не приходится ли она родственницей  Бернгарду. Оказалось, что она его жена. Простота моя не имеет границ, поинтересовался, когда Художника не стало. Он жив и здоров, услышал  в ответ.  Извинившись, я  тут же напросился к ним в гости.

С высоты прожитых лет  недоумеваю, как же всё это тогда получилось. Это моё первое ощущение знакомства с настоящим Художником. Я разговаривал с ним так, словно он был тоже неформальным художником. Олег Эдгардович охотно отвечал на все мои вопросы. Их было очень много. Больше всего меня интересовал его подход к картине. Как она появлялась, почему он увидел тот момент, и почему то, что он хотел показать, в итоге не получалось. Я смотрел, не скрывая восхищения, на его драгоценные этюды, а он ими был не доволен. Болезненно морщился, глядя на некоторые. Причем, чем больше я высказывал слов восхищения, тем больше он пытался спрятать от меня этот этюд. Потом он, наконец, не выдержал и, взяв один из этюдов, подвел меня к законченной картине по этому наброску и спросил: «Почему ты ничего не говоришь по этой картине? А столько лишних слов льешь по  наброску к ней? Вот смотри, картина. Всё тут на месте, всё как должно быть». А я, нисколько не сомневаясь, возьми и выпали: «Так ведь этюд Ваш живой, а картина, согласен, великолепная, не побоюсь этого слова, гениальная, но она из ряда подобных ей картин, а этюд, уникален и одноразов. В этюде  вижу воздух, слышу ветер и проваливаюсь сознанием в этот пейзаж, я там и сейчас. А на картину  просто смотрю, но внутрь не хочу. В этой Вашей картине я вижу несколько этюдов, прибитых словно гвоздями, они растаскивают мои ощущения, как лебедь, рак и щука и в памяти остаются разными фрагментами, но не целиком».

Вообще, я думал, меня пинками выгонят из этого самого чудесного дома, который когда-либо видел в своей жизни. Помню это представление в мозгу, что я нахожусь в китайской шкатулке, где от каждой грани на меня лился тёплый, невероятно живой свет. С тех пор  стараюсь, где бы ни жил, обставлять себя картинами. Пустые стены меня убивают и, наверное, высасывают  жизнь.

Олег Эдгардович тогда, помню, выпрямился, а ему было далеко за восемьдесят, и был он высок ростом, протянул мне руку и крепко пожал. Некоторые знают, насколько я, бываю, силен в рукопожатии, но сила Художника было гораздо больше. Вот так, или примерно так, прошла моя первая встреча с художником Олегом Бернгардом.

Итак, «Весна пришла». Есть картины, про которые нечего добавить. Потому что «имеющий глаза да увидит».

Просто представьте себе, Художник с немецкой кровью идет по весеннему уральскому лесу и видит этот уголок земли. Белый снег, доживающий последние минуты. Синяя лужа, глубоко отражающая небо и легкие ветки молодых, танцующих сосенок. В простом пейзажном этюде столько смыслов, столько грусти и радости одновременно. И как это настроение перенести на картину?

Если понравилась статья, подписывайтесь на мой сайт.

Делитесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.