Юрий Шеров. «Голосуй или проиграешь»

3 06 2025 г

На выставке Юрия Шерова в музее Миши Брусиловского мне сразу бросились в глаза две картины, посвящённые народному голосованию. Говорят, есть такой вечный обычай — выбирать своё будущее. Вспомнил рекламный лозунг: Голосуй или проиграешь! Будто в рулетку с краплёными картами играем (простите, вырвалось уж).

Первый раз я участвовал в голосовании зимой 1979 года. Кого выбирал, зачем выбирал — ни тогда, ни сейчас понять не могу. Это, по-моему, не проявление моего гражданского отношения к показушному институту под названием «демократические выборы», где будто бы мой голос — решающий. Может, где-то и проходят настоящие выборы, как я читал в книжках: выборы капитана у пиратов, атамана у казаков, вече в Новгороде…

В армии заполнял бланк не имея ни малейшего представления, что именно делаю. Как гражданин государства, был обязан ходить на выборы и отдавать голос за кандидата, якобы мне близкого. В 2013 году выбирал Евгения Ройзмана на пост мэра Екатеринбурга — это были мои единственные осознанные выборы, когда мой кандидат действительно победил. Именно после этих выборов решили, что будущих мэров будут назначать указом.

Оглядываясь назад, понимаю: моя гражданская и политическая инфантильность как раз и привела к тому, что мы имеем сейчас. После 91-го горячих точек стало столько, что всё слилось в одно бурлящее жерло вулкана. Сейчас, наверное, уже и выбирать-то нечего. Или выбирать приходится из меньших зол?

Помню, осенью 79-го на политинформации замполит уверял: наши десантники вошли в Афганистан, чтобы защитить «подбрюшье» СССР. А время махнуло — и все эти республики соскочили с быка Родины за одну ночь, благодаря нашему выбору. Как же я хотел перемен, при этом не меняясь сам…

Вспомнилось, на краю памяти проскользнул миф о «Уральской Республике». Пора останавливать поток воспоминаний.

Вернёмся лучше к диптиху Юрия Шерова: «Голосуй за своё будущее» и «Голосуй или проиграешь», написанных в 2024 году. Один мой знакомый «наивист» шутил: не знаешь, что рисовать — открой православный календарь, глянь, какому святому сегодня день, и рисуй его. У наивных художников таким образом никогда нет творческого кризиса. Каждый день приносит новое откровение, словно календарь из времён Очакова и покорения Крыма.

Наверное, через пару лет после двадцать второго, где-то глубоко в подсознании у Шерова пробудился этот источник — как понять, что творится сегодня? В этих работах нет ни горечи, ни издёвки над пожилыми людьми, которые приходят голосовать. Не по зову сердца, а скорее по старой привычке. Партия велит — надо делать.

Помню, сколько раз за жизнь слышал от мамы: лишь бы не было войны. Не понимал тогда, что такое Карибский кризис, а ночью мне снилось, как атомная бомба падает на наш детский сад, уютно стоявший на берегу Уфы… До сих пор живёт этот лозунг где-то глубоко внутри: лишь бы не было войны.

Перед нами — грустная, но душевная картина-плакат из жизни простых людей. Такая вряд ли будет висеть в гостиной роскошного особняка. Это картина музейного масштаба, потому что никто не знает, что будет завтра, и тем более, будет ли вообще какой-либо выбор через сорок лет, когда уйдут сегодняшние бабушки и дедушки.

Что будут выбирать те, кто родился в двухтысячных?

А будет ли у них вообще выбор?

Картины Юрия Шерова можно посмотреть в Музее Брусиловского.

г. Екатеринбург, ул. Энгельса, 15

«Добро пожаловать. Ждём гостей каждый день с 11 утра до 8 вечера»

https://xn--90acrbfefypkes.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *