В 17 и 18 веках в
Европе жизнь претерпевает колоссальные изменяя. В основе этих перемен лежит
научная революция и люди благодаря новым открытиям и расширению мировоззрения
вынуждены менять свои привычки, основанные на старых традициях и направлять
свой взор в Новое время. Изменения претерпевала не только наука, но и духовная
жизнь людей и философские основы. Во главе теперь стоит человеческий разум и
свободомыслие. Философские идеи эпохи Просвещения основывались на ином
отношении и восприятии человека в природе и к Богу. Основные направления в
философии выделяются такие как рационализм- (ratio — разум) — т.е. представляет
некое торжество разума. Одним из главных лозунгов этой эпохи «имей смелость
пользоваться своим умом» из этого все и выходит, что в это время от человека
требовалось, чтобы он самостоятельно пытался разрешать какие-то свои проблемы и
просветители помогали, как им казалось из каждого индивида сделать
самостоятельную автономную личность.
Культурная жизнь людей меняется. Все, кто умел
читать или просто был заинтересован в идеях просвещения, прислушивались и
примыкали к многочисленным философам, которые появились в то время и благодаря
этому новому революционному течению. Открывались салоны, в которых собирались
мыслители. И вообще главное, что двигало людьми в этой эпохи — это жажда знании
и развития, одним словом просвещение. В Европе на почве измены мировоззрения
людей, происходили перевороты и революции.
Еще одним важным элементом просвещение было то,
что философы не малую роль уделяли сенсуализму — теория познания, в которой
главную роль играют ощущения и восприятия. Заслугой просветителей в данном
вопросе оказывалось детальное выяснение значения каждого отдельного ощущения, а
также их совместной работы для адекватного отображения действительности. Так же
сенсуализм противопоставляется рационализму.
Основным направлением в искусстве этого времени
был классицизм. Благодаря развитию науки и интересу к археологии возрос интерес
у людей к изучению Античной эпохи. И искусство Античности вдохновляло
художников, и сам классицизм основывался именно на античных произведениях:
скульптурах и фресках.
Одним из значимых событий в эпоху Просвещения
была Великая Французская революция. В это же время во Франции появляется
художник Жак Луи Давид (1748—1825) — французский художник чье творчество было
пропитано революционным просветительским классицизмом. Сам же классицизм в 18
веке впитал в себя античную патриотическую идею. В этот период благодаря
философским идеям живопись и обращается к республиканским идеям Античности и
изображает борцов против тирании. С одной стороны, в просветительском
классицизме существовало правило о традициях Античности, а с другой эпоха
Просвещения заставляла художников изображать свои идеи.
Одной из таких революционных просветительских
картин в жанре классицизм, как мне кажется, является «Смерть Марата» Жака Луи
Давида. Жан-Поль Марат это один из самых ярких революционеров во Французской
буржуазной революции его убивают ножом в сердце пока он принимал ванну. Автор
на картине изображает Марата сразу же после убийства. Это поистине
революционное произведение, так как на картине показано реальное событие, и
Давид стал первым художником в эпоху Просвещения, который изобразил на своей
картине реальное событие и это было революционно. Его искусство и искусство
других художников уже не вписывалось в рамки жанров классицизм, барокко и
рококо. Не было уже той вычурности и изящества в искусстве, да и в самой
повседневной жизни. И все это отражалось в искусстве.
Полотно «смерть Марата» воплощает все принципы
искусства эпохи Просвещения. В нем сочетается классические принципы,
вдохновлённые античностью и просветительские идеалы. Очень мощное и
эмоциональное произведение, Марат изображен в своей ванной, в одной руке он
держит записку, которая была написана его убийцей Шарлоттой Корде, другая рука
опущена, в ней мы видим перо, голова откинута назад на его лице застыло
умиротворяющее выражение. Всю эмоциональность этого полотна дополняет темный
тяжелый фон, который заполняет половину пространства картины и как бы давит на
бездыханную фигуру. Художник передает свою задумку так реалистично, создается
ощущение, что сам зритель был свидетелем этого убийства.
Художник лично знал Марата и через два часа
после его смерти он уже получил заказ на картину и рисовал его посмертный
портрет. Так что здесь мы можем увидеть реальность, не выдуманную художником.
Это реализм в чистом виде. Композиция очень проста, ничего не приукрашено, а
абсолютно реально. Художник играет на чувствах людей на реальных эмоциях,
которые вызывает эта картина. Это не античный герой, а самый настоящий человек.
«Я писал ее сердцем», — говорил о своем шедевре Давид. Здесь, как мне кажется,
угадывается именно сенсуализм ведь главная идея этой картины — вызвать эмоции и
чувства.
Личность Марата была неоднозначной, но он был
одним из вождей революции и отстаивал интересы граждан и шел против тирании.
Ему многие желали смерти, но и для многих он был великим. Поэтому это
произведение вызвало огромный резонанс в обществе.
Именно эпоха просвещения была благоприятна для
появления такого рода произведений. С ее революционным духом и отходом от
привычек и традиции древности. Когда на передний план выходит свободомыслие.
Именно в этот период люди начинают ценить таких Людей как Марат, которые
поворачиваются к простому народу и борются с тиранами и с закоренелыми
общественными устоями. Люди хотели изменить свою жизнь дать волю разуму, но
это, к сожалению, привело к очень кровавым последствиям, и данная картина
показывает это.