Характерные особенности философии просвещения, их влияние на искусство классицизма на примере картины Жака Луи Давида «Смерть Марата»

В 17 и 18 веках в Европе жизнь претерпевает колоссальные изменяя. В основе этих перемен лежит научная революция и люди благодаря новым открытиям и расширению мировоззрения вынуждены менять свои привычки, основанные на старых традициях и направлять свой взор в Новое время. Изменения претерпевала не только наука, но и духовная жизнь людей и философские основы. Во главе теперь стоит человеческий разум и свободомыслие. Философские идеи эпохи Просвещения основывались на ином отношении и восприятии человека в природе и к Богу. Основные направления в философии выделяются такие как рационализм- (ratio — разум) — т.е. представляет некое торжество разума. Одним из главных лозунгов этой эпохи «имей смелость пользоваться своим умом» из этого все и выходит, что в это время от человека требовалось, чтобы он самостоятельно пытался разрешать какие-то свои проблемы и просветители помогали, как им казалось из каждого индивида сделать самостоятельную автономную личность. 
Культурная жизнь людей меняется. Все, кто умел читать или просто был заинтересован в идеях просвещения, прислушивались и примыкали к многочисленным философам, которые появились в то время и благодаря этому новому революционному течению. Открывались салоны, в которых собирались мыслители. И вообще главное, что двигало людьми в этой эпохи — это жажда знании и развития, одним словом просвещение. В Европе на почве измены мировоззрения людей, происходили перевороты и революции.
Еще одним важным элементом просвещение было то, что философы не малую роль уделяли сенсуализму — теория познания, в которой главную роль играют ощущения и восприятия. Заслугой просветителей в данном вопросе оказывалось детальное выяснение значения каждого отдельного ощущения, а также их совместной работы для адекватного отображения действительности. Так же сенсуализм противопоставляется рационализму. 
Основным направлением в искусстве этого времени был классицизм. Благодаря развитию науки и интересу к археологии возрос интерес у людей к изучению Античной эпохи. И искусство Античности вдохновляло художников, и сам классицизм основывался именно на античных произведениях: скульптурах и фресках.
Одним из значимых событий в эпоху Просвещения была Великая Французская революция. В это же время во Франции появляется художник Жак Луи Давид (1748-1825) — французский художник чье творчество было пропитано революционным просветительским классицизмом. Сам же классицизм в 18 веке впитал в себя античную патриотическую идею. В этот период благодаря философским идеям живопись и обращается к республиканским идеям Античности и изображает борцов против тирании. С одной стороны, в просветительском классицизме существовало правило о традициях Античности, а с другой эпоха Просвещения заставляла художников изображать свои идеи.
Одной из таких революционных просветительских картин в жанре классицизм, как мне кажется, является «Смерть Марата» Жака Луи Давида. Жан-Поль Марат это один из самых ярких революционеров во Французской буржуазной революции его убивают ножом в сердце пока он принимал ванну. Автор на картине изображает Марата сразу же после убийства. Это поистине революционное произведение, так как на картине показано реальное событие, и Давид стал первым художником в эпоху Просвещения, который изобразил на своей картине реальное событие и это было революционно. Его искусство и искусство других художников уже не вписывалось в рамки жанров классицизм, барокко и рококо. Не было уже той вычурности и изящества в искусстве, да и в самой повседневной жизни. И все это отражалось в искусстве. 
Полотно «смерть Марата» воплощает все принципы искусства эпохи Просвещения. В нем сочетается классические принципы, вдохновлённые античностью и просветительские идеалы. Очень мощное и эмоциональное произведение, Марат изображен в своей ванной, в одной руке он держит записку, которая была написана его убийцей Шарлоттой Корде, другая рука опущена, в ней мы видим перо, голова откинута назад на его лице застыло умиротворяющее выражение. Всю эмоциональность этого полотна дополняет темный тяжелый фон, который заполняет половину пространства картины и как бы давит на бездыханную фигуру. Художник передает свою задумку так реалистично, создается ощущение, что сам зритель был свидетелем этого убийства.
Художник лично знал Марата и через два часа после его смерти он уже получил заказ на картину и рисовал его посмертный портрет. Так что здесь мы можем увидеть реальность, не выдуманную художником. Это реализм в чистом виде. Композиция очень проста, ничего не приукрашено, а абсолютно реально. Художник играет на чувствах людей на реальных эмоциях, которые вызывает эта картина. Это не античный герой, а самый настоящий человек. «Я писал ее сердцем», — говорил о своем шедевре Давид. Здесь, как мне кажется, угадывается именно сенсуализм ведь главная идея этой картины — вызвать эмоции и чувства.
Личность Марата была неоднозначной, но он был одним из вождей революции и отстаивал интересы граждан и шел против тирании. Ему многие желали смерти, но и для многих он был великим. Поэтому это произведение вызвало огромный резонанс в обществе.
Именно эпоха просвещения была благоприятна для появления такого рода произведений. С ее революционным духом и отходом от привычек и традиции древности. Когда на передний план выходит свободомыслие. Именно в этот период люди начинают ценить таких Людей как Марат, которые поворачиваются к простому народу и борются с тиранами и с закоренелыми общественными устоями. Люди хотели изменить свою жизнь дать волю разуму, но это, к сожалению, привело к очень кровавым последствиям, и данная картина показывает это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *