28 СЕНТЯБРЯ Родился КАРАВАДЖО

Караваджо итал Michelangelo Merisi da Caravaggio Портрет Караваджо работы Оттавио Леони 1621

Микеланджело Меризи да Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 1571, Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) — итал. художник, реформатор европейской живописи XVII в., основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

БИОГРАФИЯ

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалеку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.

Первыми покровителями были герцог и герцогиня Колонна.

В 1584 в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано (Simone Peterzano), считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане сильны позиции ломбардского реализма.

Первые работы, написанные в Милане, жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.

Уже к концу 1580-х жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, кот. будут сопровождать всю жизнь.

В 1589 приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз посещает дом после смерти матери в 1590.

Осенью 1591 вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, направляется в Рим.

В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.

Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось.

В столице по обычаю итал. художников того времени получает прозвище, связанное с местом рождения, как, напр., это было с Веронезе или Корреджо. Так стал Караваджо.

В 1593 поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, кот. поручает писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Ст.

Ранние работы написаны под влиянием Леонардо (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи.

Караваджо мальчик чистящий фрукт 1593

Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).

Микеланджело Меризи да Караваджо, Юноша с Корзиной Фруктов.

В мастерской д’Арпино знакомится с Марио Миннити, кот. стал учеником и моделью ряда картин, первой из кот. является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—4).

После драки попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит встреча с Джордано Бруно.

Вскоре порывает с Чезари д’Арпино, бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика.

В 1593 заболел римской лихорадкой (одно из названий малярии), 6 мес. находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет.

«Больной Вакх» (1593)

Первые многофигурные картины созданы в 1594 — «Шулеры»

Картина шулеры Караваджо

и «Гадалка» (Капитолийские музеи)

Караваджо «Гадалка»

. Жорж де Латур

Жорж де Латур "Шулер с Бубновым тузом

"

впоследствии напишет свою «Гадалку»

Жорж де Латур «Гадалки»

с идентичной композицией.

В этих работах выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо — чел. из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Осенью 1594 начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама, где встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези.

Этот период жизни, проведённый на вилле Мадама, оказался плодотворным, кроме того, картины, созданные в это время почти все сохранились до наших дней.

На картине «Музыканты» (1595)

Караваджо «Музыканты»

в центре изображён Марио Миннити, а рядом разместил себя с рожком. Развернутую к зрителю партитуру прочитать невозможно. В образе Амура с виноградом некоторые исследователи усматривают эротический намёк на отношения с Миннити.

Микеланджело Меризи да Караваджо, Мальчик, укушенный ящерицей

Миннити изображён и на картине «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596, Лондон), проданной торговцу предметами искусства Валентино.

В 1595 несмотря на рекомендации, данные Джентилески, Грамматикой, Просперо Орси, отказано в приёме в Академию Святого Луки. Гл. противником приёма был её президент — Федерико Цуккаро. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», кот. высоко ценили богатые покровители.

В 1596 создаёт первый натюрморт

Корзина с фруктами Микеланджело Меризи де Караваджо 1596 46×64

в истории итал. живописи — «Корзина с фруктами».

В «Лютнисте» (1596, Эрмитаж)

Караваджо «Лютнист»

партитуру прочитать оказалось несложно, это мадригал Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Кому адресовано послание, неизвестно.

Пишет «Вакх» (1596)

«Вакх» (1596)

, «Голова Медузы» (1597)

«Голова Медузы» (1597)

, "Куртизанка Филлида (1597)

Куртизанка Филлида (1597)

, «Портрет Маффео Барберини» (1598)

«Портрет Маффео Барберини» (1598)

, «Нарцисс» (1599).

Караваджо. Нарцисс 1599

В 1597 от кардинала дель Монте поступил заказ на роспись потолка его резиденции. Так появилась единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон».

"Юпитер, Нептун и Плутон».

Картины становятся популярны, пишет повторения: «Лютнист» (Метрополитен), «Гадалка» (Лувр).

Подлинную славу принесли картины на библейские сюжеты — новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).

«Отдых на пути в Египет» (1597).

«Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба.» Написаны «Экстаз св. Франциска» (1595)

«Экстаз св. Франциска» (1595)

, «Жертвоприношение Исаака» (1598).

«Жертвоприношение Исаака» (1598).

Первый женский образ в творчестве Караваджо — «Кающаяся Мария Магдалина» (1597)

«Кающаяся Мария Магдалина» (1597)

, показывает способность на глубокую и поэтически значительную трактовку образа. Картина продана банкиру и покровителю искусств Винченцо Джустиньяни. За ней последовали «Святая Екатерина Александрийская» (1598)

«Святая Екатерина Александрийская» (1598)

, «Марфа и Мария» (1598)

«Марфа и Мария» (1598)

. «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1598)

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1598)

демонстрирует, что в своём реализме не чуждается нарочито натуралистических эффектов. В «Иоанне Крестителе» (1598)

«Иоанн Креститель» (1598)

заметно влияние Микеланджело.

Стал знаменит. Покидает виллу Мадама и перебирается в дом банкира и коллекционера Чириако Маттеи, купившего «Гадалку». Марио Миннити после ссоры с Караваджо женился и уехал на Сицилию.

25 июня 1599 заключен контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези сценами из жизни св. Матфея за 400 скудо.

Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600)

Караваджо. Призвание апостола Матфея 1599

. Изобразил жанровую сцену с участием мытаря Левия, старика и 3/х охранников, продемонстрировав искусство в применении кьяроскуро. Выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело. Рентгенограмма показала, что много раз переделывал картину, первоначально Христос находился в центре.

Затем создано «Мученичество апостола Матфея» (1600)

«Мученичество апостола Матфея» (1600)

. С помощью кьяроскуро концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростёртом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей изобразил себя.

В отличие от др. картин, сосредоточенных в частных собраниях, эти произведения увидел весь Рим. Пришла слава. Заказчики довольны и поручено выполнить центральный образ для алтаря. Написал «Св. Матфей и ангел» (1602)

«Св. Матфей и ангел» (1602

, кот. не устроила заказчиков, т. к. Св. Матфей написан в образе простого крестьянина. Второй вариант «Св. Матфея и ангела» (1602)

«Св. Матфей и ангел» (1602) 1

, как и 2 др. картины цикла и сейчас находятся в Сан-Луиджи-деи-Франчези.

Похожие истории вышли и с др. заказами церквей. 24 сентября 1600 оформлен заказ церкви Санта-Мария дель Пополо на «Распятие ап. Петра» (1601)

Картина Караваджо Распятие апостола Петра.

и «Обращение Савла» (1601)

Обращение Святого Савла Микеланджело Меризи де Караваджо 1601 230×175

. Духовенство отклонило первые варианты картин и приняло только вторые.

«Картина «Обращение Савла» — величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю. Оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от кот. до конца не отрешился даже Тициан. Эта его лошадь впервые увидена художническим глазом импрессиониста XIX столетия».

14 июня 1602 поступил заказ на «Успение Богоматери» для Санта Мария делла Скала ин Трастевере

Успение Богоматери» для Санта Мария делла Скала ин Трастевере.

. Монахи картину не приняли. Художник-реалист написал картину в стиле, далёком от церковных канонов. Кроме того, в кач-ве модели приглашена куртизанка Элен. Покупателя на картину долго не находилось, пока Рубенс не посоветовал приобрести её мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага.
В 1601 снял собственную мастерскую, появились и ученики: Бартоломео Манфреди, Марио де Фьори, Спада.

В это время создаёт много картин на религиозные темы: «Иоанн Креститель» (1600), «Ужин в Эммаусе» (1602), «Неверие апостола Фомы» (1602), «Иоанн Креститель» (1602, Капитолийские музеи), «Иоанн Креститель» (1602, Галерея Дориа-Памфили), «Взятие Христа под стражу» (1602), «Жертвоприношение Исаака» (1602), «Святое семейство с Иоанном Крестителем» (1603), «Коронование терновым венцом» (1603), «Иоанн Креститель» (1604, Канзас), «Иоанн Креститель» (1604, Рим), «Призвание св. Петра и Андрея» (1604), «Христос на Масличной Горе» (1605), «Се Человек» (1605), «Св. Иероним в размышлении» (1605), «Пишущий св. Иероним» (1605).

Для церкви Кьеза Нуово создал шедевр «Положение во гроб» (1603)

Погребение Христа Положение во гроб) Микеланджело Меризи де Караваджо 1603 300×203

, кот. будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. В образе фарисея Никодима изображён, как полагают некоторые исследователи, Микеланджело. Картина отвергнута церковниками.

В 1604 едет в Лорето, где пишет алтарный образ для церкви Сант-Агостино. «Мадонна ди Лорето (Богоматерь паломников)»

Караваджо Мадонна Лоретто

опять вызвала скандал, церковникам не понравилось декольте и то, что позировала куртизанка.

В 1605 папа Павел V заказал образ Девы Марии для собора св. Петра. Несмотря на предупреждения друзей, опять пригласил позировать Элен. «Мадонна со змеёй»

Мадонна со змеей Караваджо

провисела в соборе только 2 дня.

Многие картины, отвергнутые заказчиками, куплены Джустиньяни, опись его коллекции, проведённая в 1630, содержала 15 произведений.

Среди картин нерелигиозной тематики повтор «Мальчик, укушенный ящерицей» (1600, Флоренция) и картина «Амур-победитель» (1602),

Караваджо Амур-победитель, 1602

написанная не по заказу.

Создание шедевров сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Обвинялся, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы спасали кардиналы и Джустиньяни.

29 мая 1606 спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе кот. убит Рануччо Томассони. В убийстве обвинён Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», теперь нго мог убить любой чел. и получить вознаграждение.

Несколько мес. скрывался в имении Колонна. Там написал несколько картин, стиль стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье» (1606),

Святой Иероним в раздумьях Микеланджело Меризи де Караваджо 1606 118×81

«Ужин в Эммаусе» (1606). Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря».

Переезжает в Неаполь, где написано более 10 картин, сохранились не все: «Экстаз Магдалины» (1606), «Распятие ап. Андрея» (1607), «Давид с головой Голиафа» (1607), «Мадонна Розария (Мадонна с чётками)» (1607), «Коронование терновым венцом» (1607), «Бичевание Христа» (1607), «Христос у колонны» (1607), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607).

По заказу церкви Пио Монте делла написал с огромной живописной энергией картину «7 дел милосердия» (1607), кот. до сих пор в церкви.

Неожиданно в июле 1607 направляется на Мальту — в Ла Валетту.

«Св. Иероним» (1608),

«Св. Иероним» (1608)

написанный для кафедрального собора Сан Джованни деи Кавалиери, понравился великому магистру мальтийского ордена Алофу де Виньякуру. Пишет портреты: Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли.

14 июля 1608 становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, т. к. не был дворянином.

По заказу магистра Виньякура Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя»

Усекновение главы Иоанна Крестителя»

единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F (fra – брат), что свидетельствовало о принадлежности братству Мальтийского ордена. На Мальте написаны «Спящий Амур» (1608), «Иоанн Креститель» (1608) и «Благовещение» (1608).

Очередной инцидент привёл в мальтийскую тюрьму, посажен в каменный мешок. Каким-то образом сумел бежать и в октябре 1608 приплыл на Сицилию в г. Сиракузы, где содействие оказал Марио Миннити.

Для церкви св. Лючии написал «Погребение св. Лючии» (1608).

В январе 1609 переезжает в Мессину, где создаёт «Воскрешение Лазаря»

Воскрешение Лазаря Микеланджело Меризи де Караваджо 1609 380×275

и «Поклонение пастухов»

Караваджо Поклонение Пастухов

. В них доминирует необъятное ночное пространство, на фоне кот. смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.

В конце 1609 направляется в Палермо, где пишет «Рождество Христа с Лаврентием и Франциском»

«Рождество Христа с Лаврентием и Франциском»

, картину, украденную в 1969.

Из Палермо возвращается в Неаполь, где на него совершено покушение. В Неаполе созданы «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609), «Отречение св. Петра» (1610), «Иоанн Креститель» (1610).

На картине «Давид с головой Голиафа» (1607—1610)

«Давид с головой Голиафа» (1607—1610)

в образе Голиафа изобразил себя. Такую символичную картину возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.

Для Маркантонио Дориа написал «Мученичество св. Урсулы». Дориа получил последнюю работу живописца 18 июня.

В июле кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании Караваджо. Узнав об этом, решил перебраться поближе к Риму и ждать официального помилования. Нанял фелюгу и отплыл из Неаполя. Дальнейшие события покрыты тайной. По сведениям из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, кот. не все исследователи доверяют, задержан в крепости Пало, фелюга уплыла, отправился пешком в Порто-Эрколе, где умер 18 июля.

31 июля в Риме обнародован папский указ о помиловании и опубликовано сообщение о смерти.

Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только итал., но и ведущих зап. -европ. мастеров XVII в. — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и др. странах Европы, не говоря о Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).

#караваджо #художник

Текст составил Андрей Зотеев

Если понравилась статья подписывайтесь на мой сайт.

Делитесь полезной информацией.

Живите в искусстве, как в доме!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.