У всякого города должны быть какие-то значимые места, известные всем жителям города и его окрестностей. А если эти места ещё будут знать и жители других городов, стран и континентов, то это вообще…! Всемирная слава, да и только.
Я знаю Колизей, Эйфелеву башню, Рейхстаг, Статую Свободы, Московский кремль. А что я знаю у нас, в Екатеринбурге? Водонапорную башню на Плотинке знаю. Белую водонапорную башню на Уралмаше знаю. Кладбище на Широкой речке знаю.
В последнее время активизировались попытки, так сказать, брендировать Екатеринбург в глазах мировой общественности. Недавно прошедший чемпионат мира по футболу выявил некоторые недостатки в свете «куда податься, и что посмотреть» понаехавшим зарубежным гостям.
Вообще, само это слово «бренд» как-то с бредом рифмуется. Понятно, например, слово святое, чудотворное, даже выражение, «место силы» (пусть ее никогда там и не было, силы этой). А тут, дорогие гости, позвольте показать вам особый бренд нашей столицы, место убиения последнего российского царя-императора со всем его семейством…(…и вырвал грешный мой язык…)
Зачем тужиться, напрягая все силы для того, чтобы вот так вот придумывать какие-то, не побоюсь этого слова, локации информационного маркера?
Я думаю, что этих мест у нас много и думаю, что гораздо больше, чем сейчас знают даже краеведы. Один Шигирский идол может перевесить все пирамиды пригорода Каира.
Пора, наверное, остановиться и вместо того , чтобы плодить новообразования, настоянные на смеси прошлого и настоящего, возможно бесперспективные в будущем, просто объявить мораторий на строительство и перестройку хотя бы в центре города новых Дворцов, Храмов и Стадионов. Время и Необходимость сами разберутся, что надо Городу на самом деле.
Итак, картина Анатолия Яговитина «Храм на крови».
Как-то зашли к нам гости из Тюмени, спросили, нет ли тут картины «Храма на крови»? А у нас в галерее с храмами, прямо скажем, не густо. Я спросил у них, зачем им этот храм? “Так ведь это же ваш единственный бренд, из-за которого к вам только и стоит приезжать!”
Еще в начале перестройки, кажется, Женя Ройзман давал мне почитать книгу следователя Соколова об обстоятельствах расстрела царской семьи в доме Ипатьевых. Книгу читать страшно и по-человечески больно. И судя по выводам следователя найти останки по горячим следам тогда не получилось.
Так распорядилась история, что сам дом казни снесли, а на месте построили храм. Говорят, был такой обычай, когда на месте языческих капищ строили христианские храмы. Для чего? Якобы эти места имеют особую злую силу, чуть ли не портал выхода нечистой армии из потустороннего мира, так вот храм как бы и является надёжной крышкой этого колодца. Или еще, все ведь знают чудо нисхождения благодатного огня в Гроб Господень в Великую субботу накануне празднования Пасхи по юлианскому календарю, в Иерусалиме. (вот ведь город, где на каждом метре бренд на бренде).
На картине Анатолия Яговитина нет и грамма присутствия всего выше сказанного. Спокойный летний день. Золотые купола, белый храм, в зелени растительности устремлённый в голубое небо. Эта лестница с ажурными фонарями немного деформирует композицию и кажется лишней. Но если приглядеться, то можно увидеть, что эта дорога ведет в другой храм. Там вдалеке мы видим еще один храм. Старый храм, в котором я был однажды в качестве посетителя историко-революционного музея. Этот храм был очевидцем многих тайных историй города Екатеринбурга.
Может быть, художник по своей наивности хочет сказать: “Перестаньте, вы, наконец, трепать на всех углах эту мрачную историю убийства людей. История, судя по сообщениям из телевизора, убийства многих и многих людей, пусть не царской крови, продолжается ради политики, экономики, веры. Посмотрите, наконец, трезвыми глазами на то, что сейчас происходит. Научитесь, наконец, отличать зёрна от плевел. Найдите, в конце-то концов, ту единственно верную дорогу, ведущую к настоящему Храму.
данный артефакт — собственность арт-фонда MomArtFoundation
Если понравилась статья, подписывайтесь на мой сайт.
Делитесь!