Лидия Чупрякова «Девушка с чашей»

Lidiya-Chupryakova-«Devushka-s-chashej»

Лидия Чупрякова «Девушка с чашей» 70×50 хм 2008 г

 

Посвящается поэме Адама Мицкевича «Свитязянка». Вольный пересказ: девушка влюбилась в юношу. Угощала его малиной. Он ей клялся в любви. Но его соблазнила ундина. Девушка с чашей его прокляла. И юноша утонул в озере, соблазнённый ундиной. Но на самом деле это повод написать чашу с малиной…

Вот так, без изысков и смакований ответил автор на мою просьбу рассказать, о чём эта картина.

На самом деле это ей пришло в голову сразу после моей просьбы рассказать, что она нам тут нарисовала.  У нее не было никакого ответа. Это она сразу так сказала, чтобы я отвязался от нее со своими надоедливыми вопросами. И я потратил несколько бесплодных дней в поиске ключа, открывающего загадку этого опуса.

Часто художников почему-то упрекают в чрезмерной литературизации своих произведений. Вот картина, вот портрет. И ничего здесь больше нет.

Есть литераторы, упрекающие современников в чрезмерном тяготении к повсеместной визуализации. Куда ни кинь взгляд, всюду изображения, изображения и еще раз картинки. Они так и говорят, что комиксы вытеснят серьёзную литературу, и мир поделится на тех, кто понимает только картинки и тех, кто понимает только htpp-кодировку протокола компьютерного языка.

Что тут? Девушка с огромными глазами в богато орнаментированном платье сидит возле окна. В серебряной чаше свежая лесная малина. Именно эти ягоды малины и хотела показать автор. В богатом убранстве изысканная девушка, в дорогой посуде простая ягода из леса. Такой контраст материалов, фактур, цветов, настроений.

Игра со временем. Из какого времени эта девушка? Сама Лида считает, что она живёт и творит в эпоху кватроченто, так называемую эпоху раннего Возрождения. И тут у нее спокойно уживаются эльфини и русалки, рыцари и Дамы Сердца. Мистическое и божественное, духовное и научное. Хрупкое и суровое. Эти контрасты не дают успокоиться сознанию на каком-то одном фокусе-локусе. Взгляд бегает по картине, как белка в колесе, и, погружаясь в  глубину глаз героини, никак не может где-то взять и остановиться. Наверное, это есть такой незаметный приём психологического портрета, когда хочется снова и снова вглядываться в лицо, в бессмысленной попытке понять, что же несёт этот насмешливый и в то же время вопросительный, нежный и слегка высокомерный взгляд больших ясных глаз.

И снова эта малина. Почему малина? Да потому, что красный цвет крови. Символ  женской нежности и любви. Эта ягода для тебя. Приходи и ешь!

Если понравилась статья, подписывайтесь на мой сайт.

Делитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.