Художник Валерий Гаврилов. «Зелёный портрет»


Hudozhnik-Valerij-Gavrilov.-«Zelyonyj-portret»

Художник Валерий Гаврилов. «Зелёный портрет» 88×69 хм 1972 г – 300 000 р

Я лично не был знаком с художником Валерием Гавриловым. Впервые его картины увидел на первой выставке неформальных художников в конце 80-х, в городе Свердловске  на улице Сурикова 31.

Я тогда увлекался поэзией, а картинами интересовался из любопытства, поскольку в некоторых картинах   видел готовые схемы для поэтических упражнений. И даже на некоторые картины попробовал накропать рифмованные строчки. Однако, потом дошло до меня, что это же не моё личное, а уже кем-то прочувствованное (хорошо, если не чистый плагиат), может быть, неоднократно уже обсосанное множеством мозгов. И перестал заниматься этим «запрещенным средством». И всё же остался  интерес к изобразительным артефактам, встречающимся на моём жизненном пути. То, что поэт делает словом, буквами, звуками и паузами, то же самое, наверное, делает и художник красками, линиями, композициями и смыслами.

Не случайно многие поэты рисуют и, наоборот, многие художники пишут стихи. Я, например, нескольких художников узнал сначала как хороших поэтов нашего города.

А эти годы конца восьмидесятых в моей памяти остались как непрерывно  бурлящий котёл творческой массы жителей города.

Я тогда только делал первые шаги в освоении этого веселого балагана. А, оказывается, уже много лет в среде художников шли поиски новых направлений, изучение через запрещенную прессу опыта зарубежной современной нам культуры.

 Железный занавес только начинал приподниматься, и в этом рассеянном свете свежих знаний «забугорья» я вдруг увидел то, что в это же самое время накапливалось у нас, тут. Ну, конечно, тут лучше бы сказать, что не я, а мы все. Однако, уже в те времена я напрочь отказался употреблять слово «мы», потому как отвечаю за себя. Такое было время. Даже к словам я стал тогда относиться совсем по-другому. Началось исцеление от графомании.

Не буду рассказывать впечатление от тех неформальных выставок. Потом как-нибудь.

Итак, картина художника Валерия Гаврилова. Потому как атрибутика на оборотной стороне отсутствует, я назвал эту картину «Зелёный портрет». Если кто знает или слышал название от первоисточника, буду рад переименовать.

Я лично был знаком с вдовой художника, поэтом Зинаидой Гавриловой. Она часто начинала читать стихи в полупустом зале. Обычно к окончанию чтива в зале оставался я и еще пара человек. Наверное, это особенность моего характера, способность попадать под ритм говорения и, о чем бы ни шла речь, заслушиваться. У меня не повернётся язык назвать её графоманом, настолько искренно она верила в те слова, которые произносила. Это не было большой поэзией, это было чтением своих личных молитв, чем, впрочем, и занимаются в основном все поэты. Одну молитву чудную твердят наизусть…

 И вот этот портрет в зелёном спектре, говорят, является портретом Зинаиды.

Не буду говорить тут, чью манеру письма напоминает творчество Валерия Гаврилова. Так же оставлю за скобками психологический анализ.

Друг Валерия Гаврилова, художник Валерий Павлов подтвердил, что это на самом деле портрет Зинаиды. Её портретов было много. Конкретно этот был исполнен в период сразу после того, как они поженились. Валерий Павлов в это время учился в Нижнем Тагиле, поэтому не присутствовал при формировании стилистических нюансов. Но такой приём, когда туловище заполняется аллегорическим пейзажем, символом стихии, сутью природы, нечеловеческой силой ,используется Гавриловым довольно часто.

Первое, что бросается в глаза, это то, что она смотрит одним глазом на меня, а вторым смотрит в небеса. Поэтам сложно жить среди земных людей.

Есть такая легенда, вычитал в Русском Летописном Своде, там юного Александра Македонского обучал мудрец, владеющий предсказанием на основе знаний астрологии. Слушал его Александр, слушал и однажды вечером, прогуливаясь около города, подвёл его к крутому обрыву. И попросил показать на небе какую-то звезду. Тот давай ему показывать пальцем в небо, а юный завоеватель мира возьми да столкни учителя в пропасть. Уже внизу на вопрос умирающего ведуна «за что?», он ответил так: “Вот всё-то ты знаешь, даже знаешь, где сейчас птичка должна покакать, а смерть свою не смог предвидеть. Так кто же ты после этого, а?”

Тут автор, наверное, хотел показать: будь поэтом, если хочешь, но иногда и на людей смотри, что они с тобой хотят сделать.

Из-за этого взгляда, куда бы я ни помещал портрет, он начинает сильно доминировать в общем пространстве. Да так, что все остальные картины словно перестают вообще быть. Больше одной недели я не смог ее выдержать в общем числе с другими картинами. Некоторые посетители чуть ли не падали в обморок.

Картина эта явно предназначена для конкретного собирателя андеграунда, ценителя нашего регионального сюрреализма.  Я думаю, что по восприятию человека этой картины можно сделать предварительные выводы, насколько этот человеке «наш» или «не наш».

Если понравилась статья, подписывайтесь на мой сайт.

Делитесь!

 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *